ТР ТС: маркировка пищевой продукции

Предприятия, занимающиеся производством и импортом продаваемых на территории ЕАЭС пищевых продуктов, обязаны маркировать их согласно существующим техрегламентам Таможенного союза. Ниже рассмотрены главные из них и особенности их практического использования.

ТР ТС – нормативная база маркировки пищевых продуктов.

Продаваемая на территории ЕАЭС потребительская продукция, для которой разработан техрегламент, должна иметь на упаковках маркировку в виде универсального знака «ЕАС» (Евразийское соответствие). Причем изготовитель этой продукции необязательно должен находиться в государстве ЕАЭС. Аналогичные требования по маркировке действуют также в отношении импортируемой продукции.

Тем же правилам подчиняются и пищевые продукты, что следует из положений техрегламента ТР ТС 022/2011: они маркируются в соответствии с этим документом, а также с учетом требований ТР ТС 021/2011. Первый техрегламент определяет правила нанесения маркировки на товарную упаковку, тогда как второй устанавливает те условия, при соблюдении которых обеспечивается возможность осуществить нанесение маркировки на продукцию.

Кроме того, существуют специальные техрегламенты, созданные для отдельных видов пищевых продуктов, к примеру: ТР ТС 029/2011 (ароматизаторы, пищевые добавки); ТР ТС 024/2011 (масложировая продукция); ТР ТС 023/2011 (фруктовые и овощные соки).

Все перечисленные виды товаров в силу существующего техрегламента должны маркироваться знаком «ЕАС». Для этого обязательно должно быть подтверждено соответствие свойств продукции требованиям, установленным техрегламентом. Подтверждение производится в рамках оформления декларации соответствия продукции требованиям техрегламентов.

Таким образом, предусмотренная требованиями ТР ТС маркировка подтверждает факт прохождения товаром проверок на соответствие существующим нормативам и его безопасности для конечного потребителя. Причем изготовитель или импортер товара заинтересован в том, чтобы выполнить саму процедуру нанесения маркировки без ошибок. Чтобы решить эту задачу, изготовитель или импортер пищевых продуктов должен неукоснительно выполнять требования документа ТР ТС 022.

Импорт или выпуск на рынок товаров без маркировки, нанесенной в соответствии с требованиями ТР ТС, является нарушением, которое наказывается по ст. 14.43 КоАП РФ: штрафные санкции на юрлицо – до 300 тыс. руб., на ИП – до 30 тыс. руб., а также конфискация не имеющей маркировки продукции в установленных Кодексом случаях. Продажа товаров, которые не промаркированы согласно законодательству ЕАЭС, не допускается. Нарушение этого запрета наказывается аналогичными санкциями – путем наложения штрафа и конфискации товара.

ТС маркировка пищевых продуктов (с изменениями): действующие правила.

Ниже приведены основные правила нанесения маркировки, которые участники рынка в настоящее время должны соблюдать в первую очередь.

Согласно ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 на упаковке пищевых продуктов должна иметься маркировка, отражающая следующую информацию: название продукта; состав (кроме продуктов, состоящих из одного ингредиента, уксуса, неочищенных овощей и фруктов);количество товара; дата изготовления товара; условия хранения, определенные изготовителем или техрегламентами ТС; наименование и местоположение производителя или импортера; характеристики пищевой ценности; рекомендации по использованию товара; информация о наличии ГМО в составе продукта.

В маркировку входит обозначение «ЕАС», отвечающее требованиям, которые определены решением комиссии ТС № 711.

Ч. 4.2 ст. 4 Техрегламента ТС о маркировке пищевых продуктов выдвигает требования и к маркировке транспортной упаковки. Согласно п. 1 ч. 4.12 ст. 4 техрегламента все сведения, представленные на упакованном товаре и транспортной упаковке, должны легко читаться и быть понятными.

Маркировка пищевых продуктов должна производиться согласно актуальным нормативам. В соответствии с изменениями, которые были внесены в документ Решением совета ЕЭК от 14.09.2018 № 75 и начали действовать 28 апреля 2019 года, необходимо:

  • обеспечить понятность маркировок за счет недвусмысленности формулировок, комбинирования текста с изображениями;
  • обеспечить читабельность содержания маркировок путем использования четкого разборчивого шрифта, а также контраста между фоном и текстом.


При реализации на практике требований техрегламентов, установленных ТС, нужно принимать во внимание не только буквальный смысл положений ТР ТС, но и существующую судебную практику. Например, в одном из недавних споров судами было определено, что местонахождение и наименование фактического производителя должны быть указаны на упаковке и в тех случаях, когда этот производитель находится в другом государстве, а на территории страны-члена ЕАЭС выполняется расфасовка и упаковка продукции.

Источник: certificatione.ru